МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

УТВЕРЖДЕНА
постановлением главы местной администрации МО Лопухинское сельское поселение от 13.04.2011 № 42/1

 

Методика оценки эффективности внутренних систем выявления
и профилактики коррупционных рисков

 

I. Общие положения

 

В соответствии с «Национальным планом противодействия коррупции» одной из мер по совершенствованию муниципального управления в целях предупреждения коррупции является разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков.

Прежде чем обращаться к методике оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков, определим ключевые меры по выявлению и профилактике коррупционных рисков. Основным нормативным правовым актом, взятым в основу при определении перечня мер по выявлению и профилактике коррупционных рисков, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

Система выявления коррупционных рисков включает в себя:

—       Диагностика морального состояния кадрового состава местной администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение  (далее – местная администрация) путем проведения исследований — преимущественно методом анонимного анкетирования муниципальных служащих, заявителей муниципальных услуг не реже одного раза в год;

—       детальный анализ конкурсной документации при проведении процедур размещения государственного заказа (диагностика мероприятий, проходящих в местной администрации: конкурсов и аукционов (исполнение процедур размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд);

—       антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов органа исполнительной власти;

—       экспертизы жалоб и обращений граждан, в том числе повторных, с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях;

—       диагностика административных процессов, при которых происходит взаимодействие должностных лиц местной администрации с другими должностными лицами (в том числе других органов власти и местного самоуправления), а также с заявителями (физическими или юридическими лицами) в процессе предоставления муниципальных услуг;

—       разработка Перечня коррупционно опасных должностей в местной администрации.

 

II. Методика оценки эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков

 

Перечень показателей результативности

Итоговая оценка эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков раскладывается на ряд показателей. Данные показатели соответствуют перечисленным выше мероприятиям по выявлению коррупционных рисков. В том числе:

 

п/п

Подсистема профилактики коррупции

Показатель результативности

Диагностика морального состояния кадрового состава органа местной администрации (проведение исследований (преимущественно методом анонимного анкетирования муниципальных служащих, заявителей муниципальных услуг) не реже одного раза в год.
  1. Количество проведенных исследований;
  2. Доля респондентов, отметивших наличие в местной администрации коррупционных фактов
Детальный анализ конкурсной документации при проведении процедур размещения государственного заказа (диагностика мероприятий, проходящих в местной администрации: конкурсов и аукционов (исполнение процедур размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд)
  1. Количество мероприятий, подвергнутых анализу;
  2. Доля мероприятий, в которых выявлены коррупционные факты
Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов органа исполнительной власти
  1. Количество проектов правовых актов главы местной администрации МО Лопухинское сельское поселение, подвергнутых экспертизе;
  2. Доля проектов правовых актов главы местной администрации МО Лопухинское сельское поселение, в которых выявлены коррупциогенные нормы права
Экспертиза жалоб и обращений граждан, в том числе повторных, с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях
  1. Количество жалоб и обращений граждан, подвергнутых экспертизе;

2. Доля жалоб и обращений граждан, в которых выявлены коррупционные факты

Диагностика функций местной администрации по предоставлению муниципальных услуг
  1. Количество административных процессов, подвергнутых диагностике;

2. Доля функций местной администрации МО Лопухинское сельское поселение по предоставлению муниципальных услуг, в которых выявлены коррупционные факты, в общем количестве функций местной администрации МО Лопухинское сельское поселение по предоставлению муниципальных услуг

Механизм сбора информации

 

Оценка эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков должна основываться на различных методических подходах.

По методам различают оценку эффективности, основанную на качественных методах сбора (анализа) информации и оценку эффективности, основанную на количественных методах сбора (анализа) информации.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие группы методов оценки эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков:

—       сбор (анализ) статистической информации по муниципальным функциям (муниципальным услугам);

—       сбор (анализ) информации из результатов социологических исследований.

Таким образом, для целей оценки эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков необходимо использовать два базовых источника информации: социологические исследования (опросы или анкетирования) и информация ведомственной статистики.

Система оценки эффективности может иметь несколько степеней зрелости и этапов внедрения. Переход к полноценной системе оценки эффективности потребует несколько лет. Целесообразно проводить реализацию системы оценки выявления коррупционных рисков в следующие два этапа.

Этап 1. Сбор информации в режиме ведомственных отчетов.

На первом этапе система оценки выявления коррупционных рисков имеет следующую конфигурацию:

—       сбор информации по ограниченному перечню показателей за счет ведомственных отчетов;

—       предоставление информации не в режиме реального времени, а в режиме отчетных периодов;

—       использование показателей, требующих годовой отчетности.

Функциональность системы первого этапа состоит в переходе на периодичную оценку, возможность проведения оценивания и сопоставления по выборке показателей результативности, которые позволяют проводить оценивание и сопоставление информации, формирование инфраструктуры сбора информации (опросные формы, формуляры, опросные листы, таблицы…), возможность определения наиболее коррупционных факторов в целях их последующего устранения.

Начальная конфигурация системы сбора информации требует для своего внедрения: разработки и утверждения форм опросных листов и иных форматов сбора данных, а также выделение сотрудников, ответственных за проведение опросов, сбор и анализ полученной информации.

Этап 2. Сбор информации в режиме ведомственных отчетов и социологических исследований.

Конфигурация системы оценки эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков на втором этапе включает в себя переход на автоматизацию заполнения форм ведомственной отчетности и внедрение данных социологических исследований в систему оценки.

 

Результаты оценки

 

Результатом оценки должен являться аналитический отчет с таблично-графическими приложениями с интерпретацией данных, оформленный с учетом требований ГОСТ 7.32-2001. В соответствии с выше указанным документом, аналитический отчет является документом, который содержит систематизированные данные о проведенной научно-исследовательской работе, описывает состояние проблемы, процесс и/или результаты исследования. Кроме того, по отдельным этапам исследовательской работы могут быть составлены промежуточные отчеты.

Структурные элементы аналитического отчета должны включать:

1. Титульный лист.

2. Список исполнителей.

3. Содержание.

4. Нормативные ссылки.

5. Определения.

Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в аналитическом отчете.

6. Обозначения и сокращения.

7. Введение.

Вначале аналитического отчета представляется «введение», содержащее общие сведения о проведенной оценке эффективности, в том числе:

— цели и задачи;

— данные о проводившихся в прошлом аналогичных исследованиях;

— технические характеристики оценки: виды исследований, объемы выборок, характеристики целевой аудитории, сроки и территория проведения социологического мониторинга и др.

8. Основная часть.

В настоящем разделе представляются основные результаты оценки эффективности. Раздел содержит описание результатов проведенных количественных и качественных методов сбора информации, приводятся графики, таблицы, результаты статистического анализа данных и т.д.

9. Заключение.

В заключении указываются выводы комплексной оценки, приводится оценка полноты решений поставленных целей и задач. Осуществляется анализ динамики данных за прошедший период с учетом результатов прошлых исследований. При этом также приводятся рекомендации относительно будущих исследований в данном направлении.

10. Список использованных источников.

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.

11. Приложения.

В приложениях к аналитическому отчету приводятся наиболее крупные графики, таблицы, текстовой материал. Кроме того, документ может сопровождаться презентацией, содержащей основные результаты проведенной оценки.

 

методика (скачать)