Освобождение от административной ответственности за проживание без регистрации у родственников
Статьей 19.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.
За данное правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности, в случаях:
— если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), подопечными, супругами детей, родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, супругами родителей, родными братьями и сестрами, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
— если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), подопечными, супругами детей, родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, супругами родителей, родными братьями и сестрами, бабушками, дедушками или внуками.
В июне 2016 года в Уголовном кодексе Российской Федерации появилась статья – мелкое взяточничество.
Статья 291.2 УК РФ – мелкое взяточничество, это получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающим десяти тысяч рублей.
За данное мелкое взяточничество лицо будет подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного до 3-х месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы до одного года.
Кроме того, если те же вышеуказанные деяния совершены лицом, имеющим судимость за совершение преступлений за получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, то данное лицо наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, исправительными работами на срок до 3-х лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы до трех лет.
Между тем, данная статья имеет примечание об освобождении от уголовной ответственности, если лицо совершившее дачу взятки в размере, не превышающим десяти тысяч рублей, активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, или в отношении этого лица имело место вымогательство взятки, или после совершения преступления добровольно сообщило в правоохранительные органы
В течение какого времени принимается решение о возбуждении уголовного дела?
После принятия заявления дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о совершенном преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Вместе с тем, руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток указанный срок.
Также при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Соответственно решение о возбуждении уголовного дела должно быть принято в срок, не позднее чем 30 суток.
Присяжному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение за участие в осуществлении правосудия
Деятельность и осуществление деятельности присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ).
Так, ст. 11 Федерального закон № 113-ФЗ установлено, что за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счёт средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.
За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.
Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечёт в соответствии со статьей 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей.
Какие действия можно назвать коррупцией?
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что коррупция — это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
На какие организации возложена обязанность принимать меры по предупреждению коррупции и что они включают в себя?
Обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции распространяется на все юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы (статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Необходимо иметь ввиду, что с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013
Может ли эксперт быть допрошен до производства судебной экспертизы в порядке ст. 283 УПК?
Эксперт может быть допрошен по ходатайству сторон или по инициативе суда для разъяснения или дополнения данного им заключения и лишь после того, как заключение будет оглашено в судебном заседании. Показания эксперта, допрошенного до проведения экспертизы, в таких случаях являются недопустимым доказательством, так как нарушаются требования ст. 282 УПК.
Расширен перечень лиц, которые могут быть признаны субъектами коррупционных преступлений
Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ с 07.03.2021 расширен перечень должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за коррупционные преступления. Соответствующие поправки внесли в Уголовный кодекс РФ. Теперь за совершение коррупционных преступлений можно привлечь к уголовной ответственности, в том числе:
— руководителей публично-правовых компаний;
— руководителей государственных внебюджетных фондов;
— руководителей хозяйствующих обществ с государственным участием.
Статус потерпевшего по коррупционным уголовным делам
Лицо приобретает процессуальный статус потерпевшего по уголовному делу коррупционной направленности после вынесения постановления о признании потерпевшим.
Потерпевший как участник уголовного процесса находится в группе участников судопроизводства со стороны обвинения, которые выполняют функцию обвинения в уголовном процессе.
В целях защиты своих интересов потерпевший наделен обширным кругом прав как на предварительном следствии, так и в ходе судебного разбирательства, которые перечислены в ст.42 УПК РФ, в том числе ему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. Гражданский иск в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий предъявляется прокурором.
Имеются исключения в признании потерпевшим по уголовным делам о взятках.
Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Если должностное лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. При этом такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение этих ценностей, а также на возмещение вреда в случае их утраты (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).
Наряду с предоставленными законом правами, потерпевшие несут определенные обязанности, за несоблюдение которых уголовным кодексом предусмотрена ответственность по ст.ст.307, 308 УК РФ (за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, по ст. 310 УК РФ (за разглашение данных предварительного расследования)
За какие повторные деяние может последовать уголовная ответственность?
Необходимо знать, что привлечение к административной ответственности в последующем может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Так, для лиц, ранее привлеченных к административной ответственности за неуплату алиментов, нанесение побоев, розничную продажу алкоголя несовершеннолетним, управление автомобилем в нетрезвом виде, мелкое хищение и вновь совершивших аналогичные деяния, предусмотрена уголовная ответственность.
Наступление уголовной ответственности возможно только в течение 1 года с момента исполнения административного наказа
Конституционный Суд РФ признал несоответствующими Конституции РФ положения ст. 116.1 УК РФ
В соответствие с позицией Конституционного суда РФ, любое посягательство на личность, ее права и свободы, а тем более на физическую неприкосновенность, является и посягательством на человеческое достоинство. Государство обязано обеспечить противодействие насилию, а также выбрать вид ответственности и соразмерные меры наказания.
Дифференциация ответственности за побои обеспечивается их оценкой как причиненных впервые или же, после наложения административного наказания применяется более строгое уголовное наказание. Однако в статье 1161 УК РФ ответственность установлена только для лиц, совершивших деяние в период, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию. После истечения данного периода содеянное оценивается вновь как административное правонарушение, причем впервые совершенное, даже если виновный имеет неснятую и непогашенную судимость по названной статье.
Разделив ответственность за побои в зависимости от их совершения впервые или повторно, законодатель не должен был игнорировать предшествующую судимость за это деяние, поскольку она свидетельствует о повышенной общественной опасности, указывает на устойчивость поведения виновного и склонность к разрешению конфликтов насилием. В еще большей степени на недостаточность административного наказания и невыполнение государством своих обязанностей по защите личности указывает осуществление насилия над одним и тем же потерпевшим. Это дает основания для применения государством наиболее строгих – уголовно-правовых – средств защиты. Иное приводило бы к снижению уровня охраны прав пострадавших, к умалению их достоинства и права на личную неприкосновенность. Таким образом, статья 1161 УК РФ не соответствует Конституции РФ.
Законодателю надлежит внести в УК РФ изменения.
Что такое укрывательство преступлений?
Статья 316 УК РФ устанавливает ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.
Укрывательство преступлений иной категории не является уголовно наказуемым.
Согласно закону под укрывательством понимаются активные действия по сокрытию преступника либо преступления. Сокрытие преступника состоит в предоставлении ему жилища или иного убежища, транспортных средств, документов, в изменении его внешнего вида, сообщении о нем ложных сведений. Под сокрытием преступления понимается помещение в укрытие, уничтожение, изменение, продажа, дарение орудий преступления, средств преступления (масок, фальшивых документов), уничтожения следов преступления (пятен крови, отпечатков пальцев).
Таким образом, по смыслу закона данное преступление совершается исключительно путем действия.
Внесены изменения в ст.140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей поводы и основание для возбуждения уголовного дела
Закреплены условия, которые не могут служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса РФ, в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.
В частности, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» не является основанием для возбуждения уголовного дела. Указанные изменения вступили в силу с 16.04.2021.
Установлена уголовная ответственности за склонение к потреблению наркотиков в сети Интернет
Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
Установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершённое с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
За совершение указанного деяния предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Кроме того, усилена ответственность за склонение к наркопотреблению (вне зависимости от его способа), если в результате по неосторожности погибли двое или более лиц.
За совершение данного деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового