Прокуратура разъясняет

m-prokuratura

Условия и порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета

Вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

На собственника жилого помещения возложена обязанность по оплате коммунальных платежей, вместе с тем, законодателем предусмотрен механизм перерасчета платы в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Для осуществления перерасчета необходимо соблюдение следующих условий:

— отсутствие технической возможности установки приборов учета, подтвержденной в специальном порядке;

— отсутствие более 5 полных календарных дней подряд потребителя в жилом помещении.

Следует учитывать, что перерасчету не подлежит:

— размер платы за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений;

-размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Кроме того, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится на основании заявления пропорционально количеству дней периода временного отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера?

Статьёй 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора.

Частью 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок. В таком случае должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

С 01.07.2021 вступают в законную силу изменения, касающиеся установления лимита начальной (максимальной) цена контракта на закупку медицинских изделий

С 01.07.2021 вступают в законную силу изменения, касающиеся установления лимита начальной (максимальной) цена контракта на закупку медицинских изделий.

Указанные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление).

По новым правилам осуществить закупку медицинских изделий разных видов по номенклатурной классификации возможно только при соблюдении установленного постановлением лимита начальной (максимальной) цены контракта.

Размер такого лимита устанавливается исходя из объема денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующим

Так, для заказчиков, чей объем соответствующих денежных средств в предшествующем году составил менее 50 млн. рублей, предельная начальная (максимальная) цена контракт на закупку в одном лоте (одном контракте) не должна превышать 600 тыс. рублей.

При объеме денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующим году, от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей заказчикам разрешена закупка разных видов медицинских изделий в одной контракте при начальной (максимальной) его цене до 1 млн. рублей.

Для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей, лимит начальной (максимальной) цены контракта установлен до 1,5 млн. рублей.

Действие постановления не распространяется на закупки по контрактам жизненного цикла и закупки медицинских вместе с расходными материалами, которые предусмотрены изготовителем для использования данных изделий.

Ответственность победителя участника закупки за уклонение от подписания контракта

По результатам проведения электронной процедуры победитель закупки обязан подписать усиленной электронной подписью проект контракта в течении 5 дней с даты его размещения заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 13 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» в случае несоблюдения указанного срока победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Уклонившимся от заключения контракта также признается победитель закупки, не предоставивший обеспечение исполнения контракта в установленных законом случаях до его заключения.

За указанные нарушения должностное лицо, уклонившееся от заключения контракта, подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. З ст. 7.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.

Кроме того, за уклонение от подписания контракта юридическое лицо подлежит включению контролирующим органом в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исключению     из      реестра недобросовестных    поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такой участник закупки подлежит только по истечению 2-х лет с момента внесения записи в реестр.

Также заказчик может взыскать с победителя закупки убытки, причиненные уклонением от заключения контракта.

С 1 сентября 2021 года штрафы можно обжаловать через интернет

С 1 сентября 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

В частности, ст. 30.2 КоАП РФ дополнено пунктом 3.1, согласно которого жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в случае фиксации этого административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, может быть подана в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Получить ключ можно на едином портале государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом направление жалобы в суд в электронной форме возможно при наличии технической возможности у суда принять жалобу в такой форме.

Копию решения по жалобе могут направлять заявителям через портал госуслуг в течение 3 дней со дня его вынесения.

Основания получения социального налогового вычета

Статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации определены случаи, когда гражданин имеет право на получение социальных налоговых вычетов при подаче декларации 3-НДФЛ:

— при пожертвовании денежных средств благотворительным и иным некоммерческим  организациям;

— при оплате обучения или лечения, как своего, так и близкого родственника;

— при уплате взносов в рамках добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования;

— при оплате договора добровольного личного страхования жизни, заключенными на срок не менее 5 лет;

— при оплате прохождения независимой оценки своей квалификации.

Получение социального налогового вычета по иным основаниям запрещено, поскольку законом определен исчерпывающий перечень оснований.

В частности, получение вычета с сумм, которые перечисляет в Пенсионный Фонд Российской Федерации работодатель, невозможно, так как вычет распространяется только на суммы, перечисленные в рамках добровольного пенсионного обеспечения или страхования.

Таким образом, подача налоговой декларации с указанием вычета по основаниям, не предусмотренных статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации, повлечет за собой отказ в осуществлении налогового вычета.

Правила и порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД

В соответствии с требованиями федерального законодательства дорожно-транспортное происшествие может быть оформлено без участия сотрудников ГИБДД самими участниками.

В соответствии с п. 2.6.1 Правил дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Условия для возможности применения данного пункта изложены в ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Среди таких условий:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Следует помнить, что в случае, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Что входит в состав наследства?

В соответствии с главой 61 ГК РФ наследство может быть принято по общему правилу в течении 6 месяцев с момента смерти наследодателя или со дня вступления в законную силу решения суда о признании гражданина умершим.

В состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 ГК РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ).

Имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами (статья 418, часть вторая статьи 1112 ГК РФ). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации, далее — СК РФ), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 ГК РФ), поручения (пункт 1 статьи 977 ГК РФ), комиссии (часть первая статьи 1002 ГК РФ), агентского договора (статья 1010 ГК РФ).

Увольнение государственных гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Указанное основание для увольнения работника по инициативе работодателя установлено ч.7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» для государственных гражданских и муниципальных служащих предусмотрена мера ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, в случаях:

— непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

— непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

— осуществления лицом предпринимательской деятельности и другие.

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения к указанной категории лиц урегулирован Федеральными законами от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Данный реестр ведется в соответствии с Положением о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия», и доступен для всех пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изменены правила выплаты пособий по безработице в максимальном размере

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.03.2021 № 454 установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 12 тыс. 130 рублей в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5 тыс. рублей — в следующие три месяца периода выплаты пособия.

Постановлением предусматривается изменение величины пособия по безработице применительно не к периоду безработицы, а к периоду его выплаты.

Тем самым улучшается положение граждан, потерявших работу в связи с ликвидацией предприятия или сокращения штата: таким гражданам в первые три месяца после увольнения выплачивается не пособие по безработице, а средняя заработная плата по прошлому месту работы.

Кроме того, изменения улучшают и положение беременных женщин, оставшихся без работы: если период первых трех месяцев получения максимального пособия по безработице будет пересекаться со сроком выплаты пособия по беременности и родам, то выплата пособия по безработице будет перенесена на более поздний срок.

Поправки коснутся и граждан, которые во время получения максимального пособия по безработице были призваны на военные сборы. Пособие по безработице они продолжат получать в максимальном размере после возвращения со сборов.

Действие постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Законодательно закреплены сроки подачи заявления о возмещении морального вреда

Речь идет о ситуациях, когда требование заявляется работником после вступления в законную силу решения суда, восстанавливающего его нарушенные трудовые права.

Ранее данные сроки регламентированы не были.

Федеральным законом от 05.04.2021 № 74-ФЗ, внесшим изменения в ТК РФ, установлено, что при наличии спора о компенсации морального вреда работник вправе заявлять данные требования в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав или в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.

Данные изменения вступили в силу 15.04.2021.

Принят закон о направлении средств материнского капитала на погашение военной ипотеки

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 368 «О внесении изменения в пункт 3(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»   реализована возможность направления средств материнского капитала на погашение «военной ипотеки».

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 № 451-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» уточнено, что средства материнского капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение жилья, предоставленным гражданам по договору займа, заключенному с организацией, являющейся учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 291.

Федеральный закон вступил в силу с 26.03.2021

Ответственность за несоблюдение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Федеральным законом от 15.10.2020 № 339-ФЗ внесены изменения в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Статьей 20.30 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК).

Согласно изменениям части 1 данной статьи за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению таких требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта ТЭК, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, виновные лица могут быть привлечены к административной ственности.

Совершение указанных нарушений влечет наложение административного штрафа:

для граждан в размере до 5 тысяч рублей;

для должностных лиц – до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года;

для юридических лиц – до 100 тысяч рублей.

Кроме того, в случае совершения противоправного деяния в отношении объектов ТЭК, отнесенных к высокой или средней категории опасности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, санкцией статьи предусмотрена ответственность по части 2 статьи 20.20 КоАП РФ в виде административного штрафа:

для граждан – от 5 до 10 тысяч рублей;

для должностных лиц – от 50 до 70 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет;

для юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.

Федеральный закон от 15.10.2020 № 339-ФЗ вступил в силу с 14.04.2021.