Статья 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве. Согласно диспозиции части 1 данной статьи, объективную сторону состава преступления составляют действия, выразившиеся в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. К квалифицированным составам данного преступления относятся: посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения; посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в крупном размере; посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере; обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Согласно примечанию к данной статье, лицо, совершившее указанное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Значительный, крупный, особо крупный размер взятки установлены примечанием к статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации и составляют, соответственно, сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, в случае с особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
Таким образом, уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве наступает, когда сумма взятки превышает сумму в двадцать пять тысяч рублей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» четко регламентирует вопросы правоприменения дел указанной категории (далее — Постановление).
Так, согласно части 13.2 Постановления посредничеством во взяточничестве признается не только непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также по поручению лица, передающего или получающего предмет коммерческого подкупа, денег и других ценностей, но и иное способствование в достижении или реализации соглашения между этими лицами о получении и даче взятки либо предмета коммерческого подкупа (например, организация их встречи, ведение переговоров с ними).
В случае, когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности должностному лицу либо посреднику и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным частью 5 статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 13.3 Постановления лицо, оказавшее посреднические услуги при передаче взятки на сумму, не превышающую двадцати пяти тысяч рублей, не может нести ответственности как соучастник в получении и даче взятки, мелком взяточничестве со ссылкой на статью 33 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В части 13.4 Постановления указаны отличия посредничества во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки по поручению взяткодателя от дачи взятки должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица. В этом случае судам следует исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество.
Прокуратура Ломоносовского района