На сегодняшний день пользование безналичными денежными средствами приобретает интенсивный характер. Это связано с тем, что банковские карты снижают объем наличных платежей, тем самым экономят время держателей карт, так как у пользователей появляется возможность совершать платежи дистанционно. С другой стороны, наличие большого количества карт провоцирует рост финансового мошенничества.
В правоотношениях, возникающих при использовании дистанционного управления банковскими счетами с использованием интернет-сервисов для оплаты товаров (работ, услуг), участвуют два исполнителя: оператор сотовой связи (для подтверждения перевода с помощью кода, полученного в СМС-сообщении) и банк (для совершения операций по переводу денежных средств.
Отношения между исполнителями и потребителями, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) с использованием интернет-сервисов, регулируются Федеральным законом от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее по тексту Федеральный закон № 161).
Согласно ст. 9 Федерального закона № 161, электронным средством платежа является средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
В случае утраты банковской карты и (или) ее использования без согласия клиента, последний обязан направить соответствующее уведомление в банк незамедлительно после обнаружения указанных фактов, но не позднее дня, следующего за днем получения уведомления о совершенной операции по карте.
После получения такого уведомления от клиента, банк обязан возместить клиенту сумму операции по банковской карте, совершенной без его согласия.
В случае неправомерного списания денежных средств с банковской карты, клиенту необходимо немедленно обратиться в банк с уведомлением об использовании его банковской карты без его согласия, а также подать заявление о возврате денежных средств и блокировке счета, а по факту мошенничества подать заявление в правоохранительные органы.
При обстоятельствах, когда отсутствуют доказательства в совершении операции по снятию денежных средств с использованием банковской карты клиентом банка, банк обязан вернуть денежные средства клиенту. В случае отказа банка в удовлетворении требования клиента о возврате денежных средств, клиенту необходимо обращаться в суд.
Прокуратура Ломоносовского района